Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.
Wikipedia

Деятельность компании — это система бизнес-процессов, в которых участвуют сотрудники, партнеры, поставщики и клиенты. В результатах деятельности, а значит, и бизнес-процесса заинтересованы все участники.

Выявить бизнес-процессы достаточно просто. Мы говорим о бизнес-процессе, если:

  • Требуются согласованные действия нескольких сотрудников и/или контрагентов компании.
  • Сотрудники и контрагенты общаются по почте или мессенджерам.
  • Для получения результата необходимы данные, последовательно получаемые из нескольких информационных систем.
  • Ошибки или сбои в работе одного из участников приводят к общему некорректному результату.
  • Результат работы существенно зависит от согласованности действий участников.
  • Скорость работы снижается из-за проблем в передаче информации.
Каждый процесс преследует единственную цель – регулярно получать качественный результат при стандартных условиях функционирования компании.

Считается, все само заработает, если разработать регламент процесса. На практике, в большинстве компаний регламент если и существует, то не соблюдается или соблюдается частично, что снижает эффективность работы отдельных подразделений и компании в целом.

Для внедрения регламента существуют два способа:
  1. Административный, когда для каждого процесса назначается сотрудник, непрерывно контролирующий четкое соблюдение регламента.
  2. Автоматизированный, когда в компании внедряется система, исключающая возможность действовать «не по регламенту».

Первый способ затратен и малоэффективен – человеческий фактор еще никто не отменял. Сотрудник, занятый основными обязанностями, будет контролировать процессы, мягко говоря, «спустя рукава».

Второй, по мнению многих, сложнее, но в результате оказывается не только гораздо эффективнее, но и проще в реализации.


Автоматизация процессов с ELMA BPM


ELMA BPM — оптимальное решение для средних и крупных компаний с филиальной сетью, использующих в работе несколько информационных систем.

ELMA BPM это:

  • 100%-й контроль всех параметров любого процесса;
  • индивидуально настраиваемый интерфейс;
  • автоматизация и упрощение рутинных процессов;
  • мобильный офис для удаленной работы;
  • система контроля эффективности и дополнительной мотивации сотрудников;
  • повышение эффективности работы компании.

При моделировании процесса в ELMA возможно:
  • Определить организационную структуру компании.
  • Создать графическую модель процесса, с дальнейшим переводом ее в исполняемый вид.
  • Настроить контролируемые метрики и показатели процесса для сбора статистики по исполнению.
  • На основании созданной модели сформировать в печатном виде регламент процесса для утверждения.

При исполнении процесса в ELMA:
  • Задачи автоматически назначаются исполнителям (оповещения дублируются в самой системе и в электронной почте).
  • Участники и инициатор процесса видят, на каком этапе находится процесс.
  • Контролируется время исполнения каждой задачи, что становится дополнительной мотивацией для всех сотрудников.
  • Данные по исполнению каждого шага процесса накапливаются, (по настраиваемым параметрам), что позволяет со временем определить и оптимизировать «узкие» места конкретного процесса.

Средства контроля ELMA позволяют:
  • В реальном времени отслеживать все активные процессы.
  • Контролировать процессы по отклонениям от целевых значений метрик и показателей.
  • Руководителям получать оповещения в случае критических просрочек задач подчиненными.

Средства улучшения системы позволят:
  • участникам вносить предложения по улучшению процесса;
  • при создании новой версии процесса завершить начатое по старому регламенту, а новые операции – начинать по-новому.

Моделирование бизнес-процессов

Определение оргструктуры

Важным фактором при моделировании процессов является возможность настройки в системе произвольной организационной структуры, отражающей не только формальную иерархию организации, но, при необходимости, и устойчивые неформальные связи.



Отображение системы процессов

Следующий шаг — «отрисовка» логики процессов. ELMA позволяет «отрисовать» процесс в максимально простой нотации BPMN 2.0, понятной любому сотруднику без специальной подготовки.



Определение зон ответственности

Система предоставляет широкие возможности определения исполнителей, ответственных за процесс. Исполнитель может быть определен заранее – как элемент оргструктуры или динамически в ходе выполнения процесса.

Также предусмотрено формирование задач для групп пользователей с возможностью выполнения свободным сотрудником (функция «Кто первый») или выполнением всеми участниками группы.



Изменение настроек процессов

Любые перемены в компании приводят к неизбежной оптимизации бизнес-процессов. Преимущество ELMA заключается в возможности изменения процессов и их настроек без программирования и привлечения ИТ-специалистов.

При этом важна не только возможность смены логики процессов, но и доступность обновления интерфейсов пользователей. В ELMA любые данные процесса или любого объекта системы могут быть выведены пользователю без программирования.



Нешаблонные задачи

Нетиповые задачи, такие как интеграция с другими системами и нетривиальная логика вычислений, могут быть встроены в процесс в виде сценариев на языке C#. В системе реализована возможность многократного использования разработанных скриптов в других процессах без необходимости дополнительного программирования.




Исполнение бизнес-процессов

Запуск процесса

После настройки процесс публикуется в системе и становится доступен пользователям. Запустить процесс возможно:
  • вручную ответственным сотрудником;
  • из внешней системы, например, с портала самообслуживания клиентов;
  • по таймеру (периодический процесс);
  • по событию внутри ELMA (сообщение от другого процесса и т.п.).


Исполнение задач

Уведомления сотрудника о новой задаче возможны в ленте сообщений системы и письмом на электронную почту.


Расширенный интерфейс позволяет выполнять задачи непосредственно из электронного сообщения.


При выполнении задачи в системе, пользователю доступна карта процесса, на которой отмечены выполненные, текущие и предстоящие действия.


Для нетиповых действий и поручений, необходимость в которых возникает в ходе процесса, ELMA позволяет сформировать дополнительные задачи и назначить ответственных.


ELMA предоставляет два основных способа контроля сроков исполнения задач:

  1. Принудительное завершение задачи по окончании времени, отведенного на ее выполнение (задача становится недоступной для исполнения, о ситуации оповещается непосредственный руководитель).
  2. Информирование исполнителя и заинтересованных лиц о нарушении срока выполнения (задача остается доступной для выполнения).



Контроль бизнес-процессов

Метрики и показатели

Каждый процесс имеет индивидуальные характеристики, позволяющие судить о его эффективности. Для контроля эффективности процесса в ELMA используются произвольно настраиваемые метрики и показатели.



Система позволяет в реальном времени накапливать и контролировать как показатели здоровья конкретного экземпляра процесса, так и сводную статистику, учитывающую историю выполнения всех ранее запущенных экземпляров. Можно получать и анализировать:

  • персонализированные данные об исполнительской дисциплине сотрудников;
  • обобщенные параметры процесса.




Монитор процессов

Монитор процессов – основной инструмент для анализа и контроля исполнительской дисциплины компании. Все данные по параметрам выполнения процессов накапливаются здесь. Монитор показывает текущее состояние и историю выполнения каждого процесса.



Монитор процессов позволяет настроить персональные фильтры по различным параметрам процессов, например, отображение только тех процессов, в которых пользователь принимал участие.




Улучшение бизнес-процессов

С развитием компании бизнес-процессы постоянно видоизменяются. Поэтому ключевая задача для внедренного бизнес-процесса — постоянное соответствие внешней и внутренней среде компании. Неактуальный процесс перестает работать. Необходимо организовать непрерывное совершенствование процессов и их адаптацию к текущей ситуации.

В соответствии с требованиями ITIL ELMA включает встроенные средства улучшения бизнес-процессов, позволяющие любому участнику процесса (при наличии прав доступа) предложить оптимизацию процесса его владельцу.



Для обработки поступающих пожеланий и предложений может быть использован стандартный преднастроенный маршрут или реализован новый с учетом специфики организации.



После проведения оптимизации механизмы версионности ELMA позволяют завершить ранее начатые процессы согласно старой версии, а новые «запуски» процесса выполнять с учетом актуализированной версии.